Народные костюмы

Одежда донских казаков всегда славилась своей красотой и оригинальностью, сдержанностью и элегантностью. Традиционный казачий костюм видоизменялся под влиянием определенных событий, уклада жизни и исторических перемен.  Известно, что жизнь казаков была очень тесно связана с военным искусством, и это не могло не найти отражения и во внешнем виде казака - воина. Особенное влияние военной службы можно проследить на мужском казачьем костюме. Походная одежда казака это военная форма, элементы которой присутствуют и в быту , во "вседневной" одежде.

Ярким отличием и уникальной особенностью народного казачьего мужского костюма являются лампасы - яркие ленты, пришитые к шароварам. Красные лампасы олицетворяют символ казачьего братства, смелости, свободы!  Дух вольного дона!

Бытует мнение, что традицию ношения лампас казаки переняли от скифов, хотя в народе до сих пор живет и передается из уст в уста другая легенда.  В XVI веке царь-батюшка выдал казакам в жалование сукно для пошива одежды. Он распорядился так: алый кармазин - для атаманов, синий киндяк для простых казаков. Но казаки по-ровну разделили всю ткань на всех, соотвественно, каждому достались отрезы синего сукна и по-немного алого, которого и хватило лишь на вставки в боковые швы синих шаровар. Далее мода на лампасы распространилась среди других казачьих войск, и сейчас красный цвет лампас указывает на принадлежность казака к Войску Донскому.

В основе современного образа донского казака лежит та одежда, которую носили предки коренного народа Дона до расказачивания и массовых репрессий. Старожили вспоминали, что после кровавых событий тех времен даже произносить слово "казак" было страшно, чего уж говорить о каком-то развитии казачьей моды.  

Рубахи, косоворотки, шаровары, фуражки, папахи, чувяки, сапоги - это носили казаки в 19 - начале 20 веке,  это носят и современные потомки донских казаков.

 

Отдельное внимание заслуживает женский казачий костюм. Стоит сказать о том, что в более давние времена наряд казачки Нижнего Дона очень отличался от наряда Верхне-Донской казачки.  На Нижнем Дону жили  зажиточнее, богаче. Здесь и в одежде использовали более дорогие ткани, привезенные заморскими купцами и торговцами, сказывалось  влияние Великого Шелкового пути. Казачки Верхнего Дона одевались скромнее, проще, их наряды были более схожи с южнорусскими костюмами.

Со временем различия в костюмах стали менее заметны. Наряд современной донской казачки состоит из "парочки" - блузки и длинной юбки. Покрой блузки мог быть самым разнообразным, начиная от приталенного кроя с баской, заканчивая  блузой- "матанэ" с простым или замысловатым "дизайном".

На голове казачки носили файшонки, шали, платки.

Молодая незамужняя девушка могла плести две косы, а вот казачка замужняя заплетала одну косу или собирала волосы в пучок. 

 

В настоящее время встретить казаков в их традиционной одежде можно на этнических праздниках, которые проводятся на Дону потомками донских казаков. Фольклорные коллективы, являющиеся носителями казачьей культуры, также очень тщательно относятся к пошиву своих сценических костюмов, бережно сохраняя донские казачьи традиции.

 

 

 

Штаны с лампасами у казаков стали не только отличительным признаком, говорящим о принадлежности к казачеству, но и своеобразным символом национальной особенности, независимости и вольности. Причем по цвету лампасов можно было приблизительно определить, к какому войску казак относится. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/290005/lampasyi-eto-chto-istoriya-poyavleniya-i-naznachenie

 

Штаны с лампасами у казаков стали не только отличительным признаком, говорящим о принадлежности к казачеству, но и своеобразным символом национальной особенности, независимости и вольности. Причем по цвету лампасов можно было приблизительно определить, к какому войску казак относится. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/290005/lampasyi-eto-chto-istoriya-poyavleniya-i-naznachenie

О донских народных костюмах

  • История костюма

    Со старины глубокой одевались казаки во что попало, а главным образом в одежду, взятую в добычу. Если казаки верхнедонских городков и станиц одевались практически так же, как жители южнорусских губерний, то костюм низовых казаков представлял собой причудливую смесь русских, малороссийских, польских, татарских, калмыцких, турецких, черкесских элементов.

Нашли неточность на странице?

Отправьте сообщение, и редакция портала обязательно отреагирует.