Западноевропейская гравюра XVI-XVIII веков

15 апреля 2012


       57 гравюр  высокого класса, позволяют проследить историю развития европейской гравюры.

       Среди них – кьяроскуро – редкая и сложная техника эстампов с нескольких досок. На выставке можно видеть выдающегося мастера кьяроскуро Андреа Андреани (1540-1623). Его штрих напоминает линию, проведенную пером. Лист в коричнево-серых тонах похож на рисунок с размывкой кистью, усиленный белилами. В свое время их даже путали с подлинными рисунками.

       Гравюра развивалась в двух направлениях: как самостоятельное искусство и как искусство воспроизведения оригинала, созданного другим художником. Однако, воспроизводя оригиналы, граверы, по сути, создавали самостоятельные произведения, допуская большую свободу в их интерпретации. Они переводили оригиналы в форму другого искусства, где главными выразительными средствами были разнообразный штрих, черная краска и светлый тон бумаги. И, конечно, индивидуальность мастера, которая кладет особый отпечаток на его работы.

       С граверами сотрудничали крупнейшие живописцы своего времени, а общение с оригиналами великих живописцев обогащало искусство гравюры, давало мощный стимул обновлению выразительных средств. В ходе развития репродукционной графики, четко следовавшей за стилем эпохи, вырабатывались разнообразные технические приемы. На выставке представлены возможности резца, от чисто итальянских серебристых листов со строгими композициями, скульптурной пластикой обнаженных тел Д. Гизи (1520-1582) и А. Карраччи (1557-1602), умевшего воссоздать и богатство светотени венецианских колористов, до мощной пластики листов с Рубенса. Рубенса считают отцом фламандской гравюры – он повлиял на преобразование стиля. Рубенс открыл гравировальную мастерскую, в которой граверы под его руководством должны были передавать живописные эффекты его картин. На выставке можно видеть листы граверов мастерской Рубенса и среди них лучшего интерпретатора его произведений Луку Востермана (1595 – 1675). До него столь мощных контрастов света и тени гравюра не знала.

       Величайшим вкладом итальянцев в искусство гравюры явился офорт. Легкий и воздушный, офортный штрих через богатство тональных градаций передавал разнообразие фактуры и световоздушной среды. Наиболее значительный итальянский мастер, работавший в этой технике – Стефано дела Белла (1610-1635) – представлен на выставке несколькими гравюрами.

       Французская гравюра представляет собой одну из самых ярких и значительных школ европейской графики. Ее расцвет связывается с именами Ж. Калло (ок. 1592-1635). Славу и мировую известность ему принесла серия «Каприччи», 2 лучших листа которой, можно рассматривать на выставке, и лист из серии «Битва у барьера». Все они ярко знаменуют собой виртуозное мастерство художника.

        Высшая ступень классической гравюры – произведение Ж. Эделинка (1640-1707). Зачастую его работы превосходили по качеству оригиналы, так как Эделинк корректировал их с поправками на реальность, достигал в своих гравюрах большего тонального разнообразия и большей живости впечатления. Крупнейшие художники соперничали между собой за честь быть воспроизведенными Эделинком.

       Граверы стремились передать эффекты живописи, ибо в этом случае была возможность мастеру блеснуть виртуозностью своего резца. П.-Э. Древе (1697-1739) довел манеру гравирования до поражающей глаз эффектности. На выставке его гравюра «Портрет кардинала Дюбуа», в котором виртуозно переданы блеск шелка, ажур кружева и мягкая пушистость меха. Портрет исполнен по оригиналу знаменитого живописца Г. Риго. У современников портрет Древе вызвал не меньший восторг, чем Риго своей картиной. Это лишний раз подтверждает, что гравюра, воспроизводящая живописный оригинал, является новым произведением искусства.
Немало прекрасных лирических сцен создали граверы с изящных мастеров рококо. В основном они пользовались офортом с некоторым усилением резцом. Так в период стиля рококо было положено начало новой трактовке воспроизводимых оригиналов мастерами Л. Карсом, Ж.-Ф. Леба, Н. Делоне, Ж.Ф. Боварле и др. Внимательный зритель с большим удовольствием будет рассматривать их листы.

       Бархатистостью меццо-тинто можно любоваться в английском разделе выставки. Это единственная гравюрная техника, в которой Англия дала выдающихся художников. Один из них, Фациус (1750-1813), в экспозиции выставки. Там же можно видеть собственные листы У. Хогарта, значительного мастера XVIII века. Хогарт писал серии картин, объединенных сюжетной линией. Каждая из них раскрывала отрицательные стороны жизни общества. С самого себя он делал гравюры, чтобы распространить их среди населения Англии. На выставке 2 листа из серии «4 степени жестокости», сюжет которой актуален и в наши дни: дозволенная жестокость по отношению к животным в юном возрасте оборачивается впоследствии убийством человека. В экспозиции соседствуют авторские и репродукционные гравюры разных жанров, исполненные в Италии, Нидерландах, Фландрии, Голландии, Германии, Франции, Англии. Большинство листов показаны впервые. Яркие и самобытные, они являются шедеврами графического искусства.


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ: www.dontr.ru


Комментарии и отзывы

В данном материале пока нет комментариев.
Станьте первым. Оставьте свой комментарий.

Добавить комментарий