Масленица в Раздорах

14 февраля 2010


Этот древний народный праздник не закреплен за определенным числом календаря. Масленица относится к "переходящим" праздникам. Празднуют ее аккурат перед Великим постом, который длится семь недель и заканчивается Пасхой.

Масленица - это праздник проводов зимы и встречи весны. Предки называли её широкою, разгульною, честною, "сестрой тридцати братьев", "сорока бабушек внучкой", "трех матерей дочкой". Каждый человек в старину на Руси считал своим долгом помочь прогнать зиму, разбудить природу.

В народе сложено много легенд о происхождении масленицы. Согласно одной из них, Масленица родилась на Севере и была дочерью Мороза. Однажды человек увидел ее, прячущуюся за снежным сугробом, и попросил защитить его деревню от холода и вьюги. Явилась перед людьми Масленица с румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила людей забыть о зиме, разогрела зазябшую кровь в их жилах, схватила за руки и закружила в пляске до обморока.

И, действительно, масленица - это один из самых веселых русских праздников! В эти дни на Руси в городах, селах и маленьких деревеньках устраивались широкие гулянья: катания на санях с гор, игрища, скачки на лошадях, завоевания снежных городков-крепостей, кулачные бои. Для казаков проводы зимы - относительно молодой праздник, они начали отмечать его лишь в XVIII веке, гораздо позже, чем пришли на Дон. Станица Раздорская была первой столицей вольного люда, в которой начали почетать и ежегодно праздновать масленицу. Жители станицы уверены, что в казачьей масленице главное - не гулять и пировать, а соревноваться. Казаки любили показывать свою доблесть и удаль. На празднике всегда обязательно присутствовали скачки, непременно проходили состязания по владению оружием.

Пожалуй, самой любимой всеми особенностью масленицы всегда являлся обильный стол. Главным блюдом этого праздника всегда были и остаются блины или как их называют в станице Раздорской - "блинцы". Рецепт приготовления раздорских блинцов уникален: в тесте совсем немного муки, нет дрожжей и соды, зато есть "вечёрошник" - вчерашнее молоко, "гладыши" - яйца, аж 15 штук, и пшено. Но главный секрет раздорских блинцов вовсе не в особенном тесте, а в том, что поджариваются они на печи! Равномерное тепло наделяло тесто нежностью и позволяло обжаривать блин лишь с одной стороны.

Кульминацией Масленицы остается и по сей день сжигание чучела Зимы — символа ухода зимы и наступления весны. В качестве жертвоприношения на праздник изготавливали большую смешную и одновременно страшную куклу, которая олицетворяла собой чучело Масленицы из соломы или тряпок. Такое чучело наряжали обычно в женскую одежду, как древний и вполне священный образ божества. Затем несли чучело через всю деревню; выйдя за село, его топили в проруби или сжигали или же разрывали на части, а оставшуюся от него солому раскидывали по полю. Иногда вместо чучела по селу возили живую «Масленицу». Ею была нарядно одетая девушка или женщина, старуха или даже старик. Затем ее вывозили за село и там вываливали в снег.

Этот обряд праздника представляет собой своеобразную традицию плодородия и связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; а также плодоносящих сил природы и обновления ее жизненной силы. В этот праздник народом издревле был заложен глубокий смысл, который заключался в том, что рождение жизни происходит через борьбу, смерть и воскресение. Христианская церковь все время пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь перенести его по срокам и сократить количество дней празднования с четырнадцати до восьми.
Другой вариант обряда сжигания масленицы выглядел так: на санках вывозили соломенную куклу приличных размеров, которая обязательно была наряжена в национальный костюм. Это была Зима. Ее устанавливали в центре костровой площадки, и весь народ прощался с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и, одновременно благодаря за веселые зимние забавы. После чего чучело сжигали. Когда кукла сгорала, праздник 
завершала забава, где молодежь прыгала через костер. По традиции перепрыгнуть через костер нужно было трижды. Для чего? Все отвечают по-разному. Кто-то при этом желание загадывал, чтобы оно обязательно сбылось. Для кого-то это был простой способ избавиться от того, что мешает - недостатков, ошибок, прошлых обид.

А вот еще один обряд сжигания чучела масленицы, который происходил в воскресенье. «Судаpыню-Масленицу» сажали на сани, рядом с ней ставили красивую девушку, а в сани как правило впрягались трое молодых людей и везли Масленицу по зимним улицам. За этими санями шествовал масленичный «поезд» состоящий из целой вереницы саней. За околицей главным образом устраивался большой костер. Давали обязательно чучелу Масленицы в руки блин, после чего «Сударыня-Масленица» сжигалась на костре приговаривая: «Гори, блины, гори, Масленица!" Блинами хоронили Масленицу, принося их в жертву как символ будущего плодородия.

Ритуальное сжигание чучела Масленицы издревле тоже имело глубокий смысл: уничтожение символа зимы нужно для воскрешения его силы весной в злаках. Ведь по представлению наших предков, взошедшие зерна являлись воскресшими покойниками.

Конечно, сейчас трудно соблюсти все обычаи и обряды, ведь масленичная неделя у нас - обычная рабочая. Однако узнать о них будет интересно многим. 14 февраля 2010 года Раздорский этнографический музей-заповедник приглашает принять участие в увлекательном этнографическом празднике «Масленица»:


Дорогие горожане! 
Все, кто любит блины в сметане,
Приезжайте без промедленья
Встречать масленицу -
Старинный праздник весенний!
Весну встретим. Зиму проводим,
В хороводе с ними походим!
На санях с горы покатаемся,
С друзьями своими пообщаемся.
Поиграем, блины покушаем.
Веселые шутки послушаем.
Будет все, как в старину когда-то,
Песни, пляски, перетягивание каната.
Приезжайте, не пожалеете,
Лет на десять помолодеете!



Комментарии и отзывы

В данном материале пока нет комментариев.
Станьте первым. Оставьте свой комментарий.

Добавить комментарий


Актуальные новости