Раз в Крещенский вечерок девушки гадали…

19 января 2010


По традиции святочные дни заканчивались праздником Крещения Господня или Богоявлением. Вечер накануне Крещения назывался крещенским сочельником или голодной кутьей. В этот день у православных донцов было положено не есть до первой звезды. После появления на небе первой звездочки, ели только лишь кутью, потому-то она и получила название «голодная». Зато на следующее утро донские хозяйки готовили разнообразные мясные блюда. На стол подавали окорок, домашнюю колбасу, салтисон (начиненный желудок, в разных станицах донского края это блюдо старожилы до сих пор называют – «чух-чух» или «кеньбух»), разнообразные пироги (сдобу со сладкой начинкой – повидлом, творогом и изюмом), круглики (закрытые пироги с мясом, с капустой и рыбьей икрой), пирожки, булочки.

По традиции, накануне большого зимнего праздника жители городов, сел, станиц донского края выполняли целый ряд действ, которые призваны были способствовать здоровью, благополучию, будущему урожаю. Существовало обыкновение ходить в полночь на Крещение за водой на реку. Говорят, что в эту пору вода в реках колышется. Почерпнув воды, приносили ее домой и сохраняли: считалось, что эта вода может стоять несколько лет в закрытом сосуде, не портясь, только бы никто нечистый к ней не прикасался. В крещенский вечер совершалось два освящения воды: одно накануне Крещения – внутри храмов, другое – в самый день Крещения – на ближайшей реке или озере. Шествие для освящения воды в водоемах называлось «крестным ходом на Иордань». На Дону во льду прорубали крест, в центре делалось отверстие, куда забивался чоп. Когда священник завершал молебен, чоп вынимали, и под давлением собравшихся людей вода била фонтаном. Ею умывались и наполняли емкости, некоторые даже купались в проруби. Считалось, что тот, кто в трескучие морозы на Крещение искупается в проруби, ни только не заболеет, но и будет здоровым целый год.

В старину на Руси крещенский вечер был очень значим для народа. Существует огромное разнообразие поверий, примет, обрядов. На Дону, например, существовал обычай – в крещенский вечер рисовать на окнах и дверях кресты, делали это мелком или копотью свечи. Обычно это действо выполнял глава семьи – отец, его сопровождал кто-нибудь из членов семьи. Все были без шапок, с хлебом-солью в руках.

Считалось, также что Крещенский сочельник – последний и главный день святочных гаданий: в этот день по искусственным и естественным знакам люди всячески пытались  угадать, предсказать свою судьбу, приоткрыть завесу тайны. Главная цель гаданий наших предков, еще в язычестве, состояла в том, чтобы узнать о будущем урожае. Для этого использовались ритуальные сосуды с колодезной водой, пелись хвалебные песни хлебу. В более позднее время гадания превратились в обряд, а кое-где и просто в игру.

Зачастую в святочных гаданиях принимала участие вся семья от мала до велика, а иногда и несколько семей сразу, поэтому гадания на Дону передавались из рода в род. У жителей донской земли гадания были разнообразные. Пожалуй, одно из самых простых гаданий - подслушивание. Парни и девушки ходили слушать под окна чужих домов и, судя по веселому или грустному подслушанному разговору, предрекали себе приятную или невеселую жизнь в наступившем году.

Однако чаще всего гадали именно девушки, чтобы узнать всю правду о своей судьбе. Для гаданий было характерно место их проведения (обычно баня), а также снятие участницами с себя нательного креста, всех оберегов, распускание волос. Гадали они с помощью блюда с молчальной водой, украшений и подблюдных песен. Или например, девушки брали матерчатый мешочек, наталкивали туда шерсть разных цветов – черную, белую, рыжую, пегую, а в полночь по очереди доставали по клочку шерсти: если достанется черная – жених будет чернявый, белая – блондин, и т.д. А вот еще один распространенный способ гадания на Дону: выйдя ночью за двор с ленточкой, девушка привязывала ее к любому колу забора и уходила спать, загадав сон. А на утро выходила за двор и смотрела, на какой колышек повязана ленточка, если кол в коре – то муж будет богатый, а если без – бедняк...

По сей день на Дону потомки славных казаков с благоговением чтят народные обычаи, быт и нравы своих предков.

18 и 19 января 2010 года Аксайский военно-исторический музей (г. Аксай) предлагает жителям и гостям донского края приобщиться к уникальной самобытной культуре донского казачества, узнать о старинных крещенских казачьих традициях и поучаствовать в  народных гуляньях и обрядах.



Комментарии и отзывы

В данном материале пока нет комментариев.
Станьте первым. Оставьте свой комментарий.

Добавить комментарий