По следам донских казаков

1. Войсковой Воскресенский собор

Главная архитектурная достопримечательность Старочеркасска - девятиглавый Войсковой Воскресенский собор (1706-1719 гг.), который украшает майдан. Это уникальный по архитектуре и внутреннему убранству, самый древний храм Дона. Он был заложен по инициативе Петра I и при его личном участии. Царь заложил в алтарную часть собора несколько кирпичей. Потрясает прекрасный иконостас со 125 иконами середины 18 столетия, выполненный в технике резьбы по дереву. Хоры собора расписаны на сюжеты Евангелия и Библии. А рядом с собором взметнулась ввысь шатровая башня-колокольня, высотой 48 м (единственная на Юге России), в подвале которой раньше была тюрьма, и хранился войсковой архив. Многое помнят старинные камни Черкасского собора. Помнят, как в июне 1820 года приехал сюда А. С. Пушкин. Его интересовала история донских казаков.

Помнят камни старого собора и других знаменитых гостей города: А.В. Суворова, В.И. Сурикова, Е. Пугачева, Н.Ф. Погодина, В.М. Шукшина.

История Воскресенского собора неразрывно связана с именем атамана голытьбы - Степана Разина. Он родился в Черкасске. Здесь до сих пор сохраняется мощная металлическая цепь, которой, по преданию, был прикован Степан Разин, дожидаясь отправки в Москву на казнь. Цепь специально была выставлена в галерее собора, чтобы устрашить вольнолюбивое казачество, заставить отказаться от попыток свергнуть царизм.

Воскресенский собор вплоть до 1805 года являлся главным храмом не только Черкасска, но и всего Войска Донского.

2. Майдан в ст.Старочеркасской

Майдан - легендарная площадь, исторический центр столицы Войска Донского - Старочеркасска. На площади находятся знаменитые казачьи трофеи - старинные пушки, отбитые под Азовом у турок в 17 в., и коромысло азовских городских весов.

Стояла маленькая часовенка на майдане, а вокруг нее лепились землянки да деревянные курени. Через весь городок тянулся мост, потому что весной и летом выходил Дон из берегов, и приходилось добираться от одного куреня к другому либо по бревнам, перекинутым через улицу, либо на лодках. Приехали сюда генуэзские купцы, окрестили городок "донской Венецией".

В станице и сейчас все дома на сваях.

3. Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник

В 35 км от Ростова-на-Дону вверх по реке Дон, на правом берегу находится станица Старочеркасская, бывшая столица донских казаков – город Черкасск. На территории Дона нет более древнего и интересного места, связанного с историей донского казачества, чем станица Старочеркасская.

Хранителем казачьей старины, ее памятников и истории является Старочеркасский музей-заповедник, который был образован по инициативе писателя М.А.  Шолохова Постановлением Совета министров РСФСР от 30 декабря 1970 года.

Музей-заповедник включает в себя заповедную территорию бывшего города Черкасска (центр станицы) площадью 62,88 га с более чем 100 памятников гражданской и культовой архитектуры. Среди них - самый древний храм Дона – Войсковой Воскресенский собор (1706-1719 гг.), внутри которого сохранился уникальный иконостас XVIII-XIX вв.; единственная атаманская усадьба на юге России, дома торговых казаков XVIIIв., казачьи курени; здесь же находится самый древний погост Дона. Кроме того, в состав музея входят еще три охранные заповедные зоны: Аннинская крепость (50,2 га), Ратное Урочище с Преображенской церковью (0,41 га) и Монастырское урочище (9,3 га).

Сотрудники музея сохраняют не только памятники материальной культуры, но и духовной, к которой принадлежит замечательный донской фольклор. С 1979 года успешно действует и выступает фольклорный коллектив музея, составленный из научных сотрудников, экскурсоводов и смотрителей, который занимается изучением, сохранением и пропагандой старинных казачьих песен и обрядов. За истекшее время с момента основания в музее создано более 50 выставок. Его экспонаты выставлялись в Польше и Франции.

За 33 года музей посетило более 3 миллионов туристов из 62 стран мира, в том числе США, Германии, Франции, Испании, Канады, Австралии, Турции, Индии, Китая и др. Проводятся экскурсии на английском и немецком языках. Фонды музея насчитывают около 50 000 экспонатов. В музее имеется научная библиотека, насчитывающая 16 000 книг и журналов.

За время работы музея научными сотрудниками издано 34 книги и опубликовано 700 статей по истории казачества России. С мая по октябрь на территории музея-заповедника  каждое последнее воскресенье месяца, вот уже 15 лет, проводятся фольклорные праздники, на которые приезжают коллективы, исполняющие казачьи песни, не только из Ростовской области, но и других регионов юга России.

4. Дом-крепость Жученкова

Дом Жученковых — старинный дом в станице Старочеркасская. Памятник жилой архитектуры XVIII века. Представляет собой дом-крепость. В окна вставлены кованые решётки, на первом этаже окна меньше по размеру и имеют подобно крепостным бойницам скошенные внутрь углы. Внутри дома была голландская печь, выложенная цветными изразцами. До настоящего времени печь не сохранилась.

Первый из рода Жученковых, Пётр Ефремович Жученков, купил у ногайского князя участок земли с домом, на этом месте, по преданию, был основан Черкасск. Донской историк Е. Савельев писал, что у "казака Старочеркасской станицы Петра Ефремовича Жученкова имеется акт в виде купчей крепости на татарском и русском языках о покупке дома запорожцем Жученко в 1517 году у одного татарского князька в стане Черкасском".

Потом дом принадлежал членам богатого казачьего рода Прибылянской станицы города Черкасска Степану и Федору Жученковым.

Дом известен тем, что в 1671 году в нем держали перед отправкой в Москву на казнь закованного в цепи Степана Разина. В XIX веке хозяином дома был Петр Жученков.

До революции в этом древнейшем на Дону здании находилась полиция. После Октябрьской революции здесь помещался станичный Совет. В настоящее время в доме Жученковых развернута одна из экспозиций музея-заповедника в станице Старочеркасской.

Дом является образцом казаческой жилой архитектуры XVIII века. За время своего существования дом много раз перестраивался. К настоящему времени он представляет собой казаческий курень – каменный двухэтажный прямоугольный дом с крышей в четыре ската и с подвалом. Дом стоит на высоком фундаменте. Если весной Дон разливался, то люди жили на втором этаже, а к перилам дверей привязывали лодку.

Снаружи дом напоминал крепость. В его окна были вставлены чугунные решетки, окна первого этажа были скошены вовнутрь. Стены дома были толстыми, во дворе дома находились хозяйственные постройки. В доме были сводчатые массивные потолки, сложенные из камня и кирпича, на окнах висели массивные железные ставни. Деревянный балкон у входа держался на кирпичных колоннах. К XX веку дом сохранял свое архитектурное убранство в стиле московского барокко.

Внутри дома стояла большая печь с голландскими изразцами XVIII века. К настоящему времени печь не сохранилась. В доме сохранились традиционные предметы быта, повествующие об истории рода Жученковых и жизни Донского казачества. Таких домов в Черкасске было 28.

С внешней стороны дом был обнесен изгородью и служил войсковым старшинам защитой от нападений. Иногда такая защита была ненадежной: из таких домов-крепостей выгонял казачьих старшин в 1708 году войсковой атаман Кондратий Булавин.



 

5. Дом Кондратия Булавина

Дом, в котором, по преданию, проживал и погиб предводитель крестьянской войны 1707—1709 годов Кондратий Булавин. Восстание впоследствии названо историками как Булавинское восстание. Дом ему не принадлежал. Он поселился в нём после того, как в 1708г. захватил Черкасск и объявил себя атаманом. 
Эт строение является памятником каменной архитектуры первой половины 18 века. В настоящее время к нему пристроена высокая лестница и крыльцо, хотя ранее оба этажа связывала внутренняя лестница.
 

6. Патриарший Вознесенский войсковой всеказачий собор

Главной достопримечательностью Новочеркасска является кафедральный Вознесенский собор, заложенный и освященный еще при основании города в 1805 г. в святой праздник Вознесения Христова. Однако строительство собора по проекту архитектора Алоизия Руска началось только 1 октября 1811 г. Строил собор брат архитектора Иероним Руска. В 1818 г. братья Руска покинули Россию, и строительство собора продолжил архитектор Амвросимов (по 1825 г.). В 1846 г. при сведении главного купола собора неожиданно обрушилась часть храма. Та же участь постигла и второй вариант собора, строившийся по проекту архитектора И.О. Вальпреда.

photo:122

В 1891 г. казаки было решено приступить к строительству третьего варианта Вознесенского собора по проекту академика А.А.Ященко. В 1900 г. собор вчерне построили, в 1902 г. начались художественные и деревянные работам. Летом 1904 года «второе солнце Дона» должно было быть открыто, но из-за того, что не приехал почетный гость, Император Николай II, была открыта только Покровская церковь в верхнем подвале. Здание же в целом освятили и открыли только 6 мая 1905 г.

Вознесенский кафедральный собор – третий в России по величине и красоте (после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге) – выполнен в нововизантийском стиле. Все купола его первоначально были покрыты червонным золотом, а изготовленный в Богемии главный крест – инкрустирован горным хрусталем. Благодаря этому в свете яркого солнца храм был виден на многие километры, как своеобразный маяк для верующих и страждущих.

Вес собора – 135 тысяч тонн, высота (с центральным крестом) – 74,7 м; подвальное помещение глубиной 15 метров, подземный ход из которого ведет в Архиерейский дом (ныне – Дом офицеров). На одну службу храм вмещает 5 тысяч человек. В соборе имелась уникальная отопительная система, которая ныне утрачена. Весьма интересна была и система вентиляции, позволяющая сохранить фрески и иконостасы в их первозданном виде. Мрамор для пола храма был привезен в Новочеркасск специально из Италии и Франции. На колокольне были установлены башенные часы, сохранившиеся и по сей день. Их звон, слышимый далеко окрест и сегодня отмеряет жизнь города.

Внутреннее убранство собора настолько красиво, что, начав рассматривать фрески, трудно покинуть храм. Освещаемые мириадами свечей, глядят со стен и колонн храма лики святых и апостолов. Хоры собора украшены картинами, изображающими наиболее значимые эпизоды истории донских казаков.

В Храме-усыпальнице – так называемом Нижнем Покровском храме – так же, как и в верхнем, регулярно совершаются богослужения. И священники, в большинстве своем, считают Нижний храм более теплы и уютным. Покровский храм – не что иное как останки одного из ранних вариантов собора, наполовину ушедшего под землю и ставшего фундаментом нынешнего Вознесенского собора. Гостю Нижнего храма открывается потрясающее и завораживающее зрелище: мраморные саркофаги, хранящих останки Высокопреподобного Архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна, основателя города, знаменитого «вихорь-атамана» Матвея Ивановича Платова, героев Отечественной войны 1812 года Василия Васильевича Орлова-Денисова и Петра Яковлевича Бакланова. Направо от усыпальницы находится просторная и светлая крестильня.

В советское время, в 30-х годах, собор закрывался. С его куполов сняли медные листы с золотым покрытием и устроили склад ГСМ. В августе 1942 г. во время оккупации собор был открыт немцами. После войны храм не закрывали, но в его огромных бетонированных подвалах хранили продовольствие: сахар, муку, зерно, солод для пивзавода. В период демократических реформ «второе солнце Дона» освободили от зерна, провели текущий ремонт в подвалах. 15 мая 1993 г. разрушенные в советское время могилы героев Дона были торжественно перезахоронены. В 2001 году под патронажем областной и городской администраций начаты крупномасштабные реставрационные работы, целью которых является возвращение кафедральному Вознесенскому собору его первозданных величия и красоты.

7. Новочеркасский музей истории донского казачества

Музей истории донского казачества – старейший музей юга России – был открыт по инициативе «любителей донской старины» 22 ноября 1899 г. Его первым директором стал Харитон Иванович Попов. Здание строилось специально для музея по проекту академика архитектуры А. Ященко. Строительство велось на общественные пожертвования и средства, выделенные войсковой казной. К моменту открытия музею уже были подарены отдельные коллекции (например, старинных монет). К сбору экспонатов привлекались все казачьи станицы Дона. В 1904 г. открылось «Церковно-историческое общество» со своим «древхранилищем», которое помогало комплектовать фонды музея.

В годы гражданской войны, а точнее в конце 1919 г., в связи с отступлением Донской Белой армии к Новороссийску, в спешном порядке без описи были заколочены в ящики и вывезены многие ценные экспонаты Донского музея и Донского архива. Музейный архив претерпел много злоключений, в том числе и грабеж.

В советское время музей перешел на сбор и выставку экспонатов «социалистического реализма», революции и гражданской войны на Дону, экономического развития Дона, показа жизни и быта «красного казачества».

Перед началом Великой Отечественной войны в 1941 г. музей преобразовали из Донского в Областной (и единственный в мире) музей истории донского казачества. Во время оккупации немцы вывезли часть экспонатов, в том числе ряд картин известных западноевропейских художников.

Часть экспонатов, вывезенных в гражданскую войну, удалось вернуть из Праги только в 1947 г.

В декабре 1999 г. отмечалось 100-летие со дня основания и открытия Донского музея (директор Сединко Светлана Алексеевна). К этому времени был проведен косметический ремонт здания и обновлена часть экспозиций музея, выпущены юбилейные материалы.

В настоящее время Новочеркасский музей истории донского казачества представляет собой сложившийся музейный комплекс, который содержит в своих фондохранилищах реликвии донского казачества, связанные с лучшими традициями казаков. Его богатейшая коллекция не имеет аналогов в мире и насчитывает 115 тысяч экспонатов.

Гордость музея – единственная в мире коллекция казачьих знамен, бунчуков, полковых штандартов донского казачества 18-19 веков. Уникальна и коллекция холодного и огнестрельного оружия того времени, большую часть которого составляет наградное оружие представителей Военного генералитета и офицеров Донского казачьего войска. Но самым главным своим экспонатом коллектив музея считает мемориальные вещи легендарного донского атамана, героя Отечественной войны, основателя города - Матвея Ивановича Платова.

Музей владеет обширной живописной коллекцией, включающей произведения академика живописи, уроженца г. Новочеркасска Н.Н. Дубовского и русских художников-передвижников, западноевропейскую живопись и графику 16-18 веков, единственную в мире коллекцию парадного казачьего портрета восемнадцатого века «Донская парсуна», собрание портретов «августейших особ». Большой известностью пользуется научная библиотека музея, где фонд редкой книги составляет более 15 тысяч экземпляров. Сокровищница коллекции – 80 старопечатных книг 16-18 веков.

Самобытность казачества, его героическую доблесть и верность Отечеству отражают экспозиции музея: боевые награды и георгиевское оружие генерала А.М. Каледина, донских казаков – участников русско-японской войны, империалистической войны 1914-1918 гг.

При МИДК работают филиалы: дом-музей художника-баталиста М.Б. Грекова (с 1956 г.), мемориальный дом-музей художника-пейзажиста И.И. Крылова (с 1979 г.), музей новочеркасского поэта В.Г. Калмыкова (с 1988 г.).

Составной частью музейного комплекса с 2001 года стал атаманский дворец – официальная резиденция донских атаманов, памятник истории и архитектуры середины девятнадцатого века. Сегодня здесь создается музей «Атаманский дворец».

На протяжении многих лет Новочеркасский музей ведет обширную научно-исследовательскую, выставочную и издательскую деятельность. Ежегодно издается сборник научных работ сотрудников музея «Краеведческие записки», проводятся научно-практические конференции по проблемам истории Донского края.

Каждый год музей открывает свыше 30 выставок; многие из них созданы на базе своих фондовых коллекций, среди них: «100 лет Донскому музею» (юбилейная), «Возрождение» (10 лет возрождению казачества на Дону), «Казачий род Миллеров», «Донская парсуна», «Умозрение в красках» (выставка икон из собрания музея), «Певец донских степей» (к 140-летию рождения И.И. Крылова) и др.

Совместно с музеями области Новочеркасский Музей истории донского казачества делегировал редкие экспонаты (V–II вв. до н. э.), известные за пределами России, на международную выставку «Золото амазонок», проходившую во Франции в 2001 г.

Музей поддерживает тесные связи с представителями казачьего зарубежья Канады, Франции, Германии. МИДК – участник федеральной программы «Культура России». Ежегодно музей посещают более 150 тысяч посетителей, проводится более 2 тысяч экскурсий.

8. Памятник герою Кавказских войн генералу Бакланову

Легендарный герой Кавказских войн донской генерал-лейтенант Яков Петрович Бакланов последние годы своей жизни провел в далеком от Дона Петербурге. Бедность и болезни ускорили кончину славного воина-казака и 18 октября 1873 года Я.П. Бакланов умер. Похоронен он был "за счет признательного Донского Войска" в Санкт-Петербурге на кладбище Воскресенского девичьего монастыря. В 1876 г. на его могиле был установлен "величественный и оригинальный памятник", изготовленный по проекту скульптора Н.В. Набокова. Но донцы не забывали своего героя и, отмечая в 1909 году 100-летие со дня его рождения, приняли решение назвать один из проспектов Новочеркасска Баклановским и перенести прах героя из столицы России в столицу Дона. 4 октября 1911 года останки Якова Петровича Бакланова вместе с прахами таких великих людей Дона, как Платов, Орлов-Денисов, Ефремов и архиепископ Иоанн, были перенесены в усыпальницу под Войсковым Вознесенским кафедральным собором. На другой день торжественно был открыт с южной стороны собора перевезенный из Петербурга памятник Я. П. Бакланову.

Затем были годы Первой мировой войны, революции 1917 года, гражданской войны и установление советской власти. Нет пока точных сведений, когда был нарушен памятник Я.П. Бакланову, т. е. когда исчезли бронзовые бурка, знамя, баклановский значок и папаха. Но можно догадываться, что это произошло в 30-х годах, когда был переплавлен на цветной лом в 1933 г. памятник М.И. Платову, или в 1937-1938 годах, когда было снято сусальное золото с куполов Вознесенского собора. Но факт остается фактом. Памятник знаменитому донскому генералу простоял полуразрушенным до наших дней и только 4 июня 1995 года, в день празднования 190-летия со дня основания Новочеркасска, памятник вновь открылся во всей своей отреставрированной скульптором А.В. Тарасенко красоте и первозданном виде. Как говорят на Руси :  "Бог любит троицу", так и в Новочеркасске вокруг Вознесенского собора в разные годы встали три донских богатыря: впереди собора - М.И. Платов, основатель города и самого собора, слева - Ермак, а справа - Я.П. Бакланов. Три памятника героям Дона, три разных эпохи в истории Донского казачества, объединенные православием и величественным Вознесенским собором.

Все остальные памятники - приобретение более позднего, советского периода. Прежде всего, это памятники красным героям революции и гражданской войны. Самый крупный из них построен на бывшей площади Революции, а ныне Троицкой площади первым руководителям советской власти на казачьем Дону Ф. Подтелкову и М. Кривошлыкову. Рядом с бывшим памятником В.И. Ленину, а ныне памятником М.И. Платову была установлена мемориальная гранитная ваза в память продотрядовцев, погибших в 1921 г. в предместьях Новочеркасска от рук белопартизанского отряда Маслака. В городе сохранилось немало мемориальных досок, связанных с посещением или проживанием в городе видных партийных, советских, военных и т.д. руководителей, таких, как М.И. Калинин, М.В. Фрунзе, В.Ф. Ларин и др.

Родились, жили, учились или работали в Новочеркасске 60 будущих Героев Советского Союза. В Новочеркасске установлены памятники Героям: маршалу Советского Союза В.Д. Соколовскому, Галине Петровой, Георгию Сорокину, Михаилу Ковалеву. В память о погибших воинах-защитниках и освободителях Новочеркасска построены: мемориальная братская могила на городском кладбище, где похоронено 576 офицеров, сержантов и солдат, мемориальная гранитная ваза рядом с памятником Платову, памятники погибшим воинам и погибшим летчикам на Хотунке, памятник погибшим солдатам в ОПХ ВНИИВИВ, памятник погибшим электровозостроителям и др. Есть в Новочеркасске на Юбилейной площади памятник первому космонавту Земли Ю.А. Гагарину, а также памятники В.И. Ленину.

9. Памятник М.И. Платову

Исторически первым скульптурным памятником Новочеркасска можно считать памятник Матвею Ивановичу Платову в центре города перед Атаманским дворцом в Атаманском сквере. История создания и установки этого памятника такова.

В 40-х годах прошлого столетия, готовясь достойно встретить 100-летие со дня рождения легендарного основателя Новочеркасска Матвея Ивановича Платова, тогдашний Войсковой и наказной атаман войска Донского Максим Григорьевич Власов стал хлопотать об открытии ему в городе достойного памятника.

Параллельно организовали сбор пожертвований на сооружение памятника. Работать над проектом согласились два архитектора: А.И. Иванов и Н.А. Токарев. Лучшим был признан проект А.И. Иванова. Молодому академику архитектуры из Петербурга Антону Андреевичу Иванову (33 г.) и был заказан памятник. Он изваял макет памятника, но, занимаясь скульптурным оформлением внешних стен строящегося храма Христа Спасителя в Москве, неожиданно заболел и скоропостижно скончался.

В 1849 г. его работу продолжил академик архитектуры Николай Андреевич Токарев. 29 июля 1850 года совет Академии художеств России в составе 9 действительных членов (Брюллов, Витали, Шебуев и др.) рассмотрел вылепленную академиком Токаревым статую Платова и "нашли оную исполненную хорошо" и разрешили автору "распорядиться формовкой". На следующий год профессор скульптуры Петр Карлович Клодт отлил в своей петербургской мастерской статую Платова и был готов передать ее к установке в Новочеркасске. Параллельно с памятником был изготовлен изящный пьедестал из Сердобского гранита с золотой надписью, удостоенной Высочайшего утверждения: "Атаману графу Платову за военные подвиги с 1770 по 1816 год, признательные донцы".

Матвей Иванович Платов, основатель Новочеркасска, генерал от кавалерии, бывший Войсковой атаман войска Донского, граф и кавалер многих орденов, был изображен авторами памятника в генеральской форме, поверх которой была наброшена на спину бурка, с перначем (символом атаманской власти) в левой руке и с боевой саблей в правой. Вся поза легендарного донского полководца выражала порыв и стремление к победе. Вокруг памятника по углам поставили отбитые у французов в 1812 г. пушки. В 1887 г. вокруг памятника и пушек была установлена ажурная литая металлическая ограда - первое произведение только что открытого в Новочеркасске чугуно-литейного завода Ф.Х. Фаслера, купленное и подаренное городу старейшим представителем Общества донских торговых казаков Д.П. Епифановым. Сквер постепенно приобретет название  Атаманский и станет любимым местом горожан, особенно когда в нем откроется фонтан и появятся скамейки для отдыха и др.

"9 мая (1853 г. - Е. К.) донцы, - пишет Александр Попов в "Донских Войсковых Ведомостях", - праздновали в Новочеркасске два праздника, которые оставили по себе навсегда неизгладимые воспоминания в целом крае. К торжеству войскового круга, совершаемого в этот день, присоединилось открытие памятника бывшему атаману графу Платову по Высочайше утвержденному церемониалу" . (См. N 31 за 1853 г.). Торжественность события открытия памятника М.И. Платову была подчеркнута присутствием на церемонии в Новочеркасске лично направленного на Дон Императором Николаем I генерал-майора графа Орлова-Денисова, состоящего в Свите Его Величества.

70 лет простоял памятник М.И. Платову на своем пьедестале. Но в 1923 г. его сняли и отдали бронзовую скульптуру в музей. Здесь забытый всеми памятник основателю города лежал под музейной лестницей до 1933 г., пока его не переплавили на цветной металл. И только через 60 лет после этого памятник основателю города Матвею Ивановичу Платову был воссоздан и восстановлен на своем же постаменте в центре города на проспекте, которому также было возвращено его прежнее название - Платовский. Автором и исполнителем воссозданного в натуральную величину (3,2 м) бронзового памятника стал скульптор Александр Васильевич Тарасенко, а архитектором - В.П. Ломакин. Памятник был отлит на Мытищинском заводе художественного литья имени Белашевой. Средства на памятник собирались по подписке (так же, как и при устройстве памятника в 1853 г.). Значительный вклад внесла и администрация города.

Торжество, посвященное воссозданию памятника М.И. Платову, состоявшееся 16 мая 1993 г., стало крупным общегородским элементом возрождения не только донского казачества, но и самого Новочеркасска, возвратившегося к своим историческим истокам через восстановление памятника основателю города. Теперь к памятнику М.И. Платова кладут цветы не только казаки, молодожены и гости Новочеркасска, но и многие новочеркасцы в дни своих семейных и иных торжеств.
 

Поделиться маршрутом Отправить