Традиции Дона

Россия – огромная страна, на ее территории живет множество народов с разными культурными особенностями, чертами характера и историей. Народообразующее население области составляют донские казаки. Известно, что до 1920 года Ростовская область относилась к Области Войска Донского, и именно казаки составляли большую часть ее населения. Казаки живут не только в России, каждый год со всего мира приезжают потомки эмигрированных казаков на Родину предков, чтобы приобщиться к казачеству –явлению, связывающему людей единством духа, морали и культуры. Они до сих пор чтят свои традиции, обычаи и бережно относятся к истории.

«Понимая свое происхождение, понимать свое предназначение» - это выражение, пожалуй, наиболее полно отражает весь смысл изучения донских традиций, обычаев, культуры и искусства, а также явлений, связанных с жизненным кругом.

Собираясь посетить интересную на события, своеобразную на культуру, красивейшую на природу Ростовскую область, опытный путешественник постарается найти хотя бы краткую информацию о традициях коренного населения. А начинается все с фольклора – кладезя необыкновенных знаний о жизни донских казаков.

Фольклор

Суть народного творчества донских казаков как нельзя лучше отражает его определение, как «фольклор ремесленников военного дела». Он богат на суровые военные и походные песни, хотя есть в нем и немало других: плясовых, любовных, обрядовых, семейных и т.д. Нужно упомянуть и об устном фольклоре донских казаков: преданиях, былинах, поговорках, сказках. Особенность донского фольклора также заключается в том, что он очень тесно связан с обрядностью, с религией и с явлениями жизни: рождением, крещением, инициацией, свадьбой, проводами, обрядами погребения.

Рождение

Нужно сказать, что большие семьи, где жили все вместе - родители, дети, братья, сестры, старики, сейчас очень редкое явление в современном мире даже на Дону, где уважение  и почет к старшим воспитывался с рождения. Но, тем не менее, отголоски этого давнего уклада сохранились и по сей день, традиции рождения и воспитания более трех детей возрождаются вместе с народом.

Женщина занимала особое место в семье: к ней относились с уважением, она воспитывала детей, ухаживала за стариками, на ней было все домашнее хозяйство.

Хотя казаки радовались любому ребенку, к мальчикам, будущим воинам, было особое отношение. Новорожденному община выделяла надел земли, а все друзья и знакомые одаривали его оружием: луком, стрелами, пулями, патронами. Дед преподносил внуку- будущему воину и защитнику своей земли - ружье или шашку.

Инициация

 В шесть лет (а по некоторым источникам, в 4 года) мальчиков посвящали в казаки. Обряд инициации проводился на площади перед храмом – майдане. Происходило событие в присутствии всех казаков общины. Старейшины рода сажали мальчиков на коней и отправляли вскачь по кругу. На того, кто смог удержаться в седле, надевали красную ленту – символ настоящего казака.

С обрядами инициации и сегодня можно познакомиться, посетив ежегодные традиционные игры донских казаков "Шермиции".

Свадьба

Свадьба  - интереснейший свадебный обряд. Церковный брак донские казаки начали заключать в конце XIX в. Свадьба проводилась только зимой или осенью. Точную дату определяли по православному календарю, чтобы она не совпала с постом. Невесту обычно выбирали родители. Самой свадьбе  предшествовало несколько этапов:

Смотрины: церемония знакомства будущих мужа и жены;

Будущие родственники приезжали в дом невесты, где заводились разговоры о ее красоте, достоинствах, о трудолюбии. После беседы родители звали дочь, которая должна была во всей красе предстать перед будущим мужем, проявляя при этом скромность, вежливость и гостеприимство.    После смотрин невесту спрашивали, понравился ли ей жених.

Сватовство: сваты (представители семьи невесты и жениха) договаривались о выкупе и решали все организационные вопросы, в том числе и дату свадьбы;

Сватовство обычно наступало через несколько дней после смотрин. С шутками- прибаутками, с поговорками, песнями и частушками входили в дом невесты сваты.   

За множеством символичных примет, в которые верили казаки, обязательно следила сваха. Она была подкована во всех вопросах и знала, что говорить, как отвечать, чтобы все прошло гладко.

После рукобитья, когда все вопросы организации свадьбы уже решены, начиналось застолье и гулянка.

Подушки: собранное за всю жизнь невесты приданное за несколько дней до свадьбы перевозили в дом жениха. Это событие снова сопровождали песнями, плясками и весельем. 

В последний день перед венчанием у невесты собирались ее подруги, они пекли каравай, украшали его веточками, цветочками, а потом несли каравай в дом жениха.

Во время венчания в храме молодые клялись перед Богом быть вместе всю жизнь. Свадьба обязательно проводилась с большим размахом, стол ломился настоящими кулинарными и гастрономическими изысками. В прочем и сегодня донская кухня поражает своим многообразием блюд и напитков, приготовленных по старинным рецептам.

Донская кухня

Традиции вкусной кухни и гостеприимства  испокон веков живет на Дону.

Переступая порог куреня донской станицы, будьте уверены, что вы будете накормлены вкуснейшей ухой, жирным сазаном, даже если гость будет нежданный, то у доброй хозяйки-казачки всегда найдется, пара-тройка способов, как быстро накрыть стол.  Хозяин дома, несомненно, преподнесет чарку вина, часто приготовленного по традиционному домашнему рецепту.

Настоящим донским блюдом считается уха, рецептов приготовления которой невероятное множество.

Уха, которая готовилась в ст. Елизаветинская на костре - обязательно с помидорами и «с дымком».

Легенда гласит, что сам Николай II оценил это блюдо. Уху для Императора, объезжавшего свои земли, готовил казак Василий Кедров. Его уха была известна во всей округе. Угощение очень понравилось царю, который не оставил без внимания казака и щедро наградил его золотой медалью за храбрость, проявленную в Японской войне.  

Проводы на войну

Защита Родины – дело чести любого казака. Перед военным походом в храме обязательно проводился молебен. В дорогу каждый воин брал с собой горсть родной церковной земли. Родители благословляли сына, а жена подводила к мужу коня. Только приняв повод, казак прощался с родными. Сняв шапку и перекрестившись, он отправлялся воевать.

Смерть

Смерть для казаков - естественное явление, в ней нет ничего ужасного. На девятый, сороковой дни и ежегодно в годовщину смерти усопшего поминают.  В этот день пекут пирожки с капустой и сухофруктами, варят компот, готовят кутью.

Смерть на поле боя считалась для казака высшей наградой и божественной милостью.

В день памяти казаков, пострадавших за веру, Дон и Отечество каждый год проводится поминальный молебен во всех храмах Войска Донского. О кровавых страницах истории казачьего народа до сих пор нам безмолвно говорят курганы и памятники.

Традиции и заветы донских казаков живы до сих пор. Казачество по-прежнему уважает и соблюдает законы предков. А прикоснуться к уникальной во всех смыслах культуре и истории можно, посетив ежегодные события, такие как международный фестиваль казачьего фольклора «Нет вольнее Дона Тихого», «Пухляковская троица», традиционные игры донских казаков "Шермиции", этнографический праздник «Кружилинские толоки», международный литературно-фольклорный фестиваль «Шолоховская весна» , фестиваль в казачьей станице «Песни над Чиром», гастрономический фестиваль «Донская уха», этнографический фестиваль донского виноградарства и виноделия «Донская лоза» и др.