Подписка на рассылку

* Ваш e-mail
Главная / Донские традиции / Традиции казачества

Традиции казачества

История донского казачества – это история непрерывной борьбы на степных просторах южных рубежей русского государства. По образному выражению Льва Николаевича Толстого – «Граница породила казачество, а казаки создали Россию».

Казаками становились не только русские и украинцы, но и выходцы из среды местных народов. В конечном итоге, сближение пришлого люда с коренным населением сказалось на материальной и духовной культуре казачества, определило его специфические этнические приметы.

Донские казаки на протяжении многовековой своей истории были глубоко верующими людьми и исповедовали православную христианскую веру. 

Традиции казачества

Казачество - братство людей, объединённых особым состоянием духа, нравственности и морали.
Казаки - народ, имеющий свою культуру, историю и память. 

Славное прошлое в Казачестве - общее всегда было выше личного. 
Казаки всегда служили родной земле - Святой Руси, своему Народу и своему Государству.

Дон – то есть территория, именуемая сегодня как Ростовская область – обладает уникальной многовековой традицией демократического самоуправления. После распада Золотой Орды, а это начало XV века, донское казачество стало перед проблемой самостоятельного выживания в экстремальных условиях, находясь фактически в окружении противоборствующих осколков монгольской империи – нагайцев, крымских татар, калмыков, татар Астраханской орды (ханства) и других «бродячих народов». Положение осложнялось тем, что донские казаки были единственным коренным народом Великой степи исповедующим христианство, в нашем случае – православие.

Связь Дона, а конкретно – донского казачьего населения – с Московским княжеством была эпизодической. Начиная с 1117 г., когда половецкие отряды разгромили Белую Вежу, русского населения на Дону не было. Немногочисленные русские поселенцы на территории бывшего Хазарского каганата были вынуждены уйти в земли Киевской Руси. 

Возникшее Владимирское, затем – Московское княжество вплоть до XVIII в. имело своей южной границей водный рубеж – берега Оки, за которой начинались владения Крымской Орды, постоянно державшей «под прицелом» Московское княжество. Ничего не изменилось и тогда, когда Московское княжество стало царством, а затем Московская Русь превратилась в Россию.

Многовековая оторванность казачьего Дона от велико-русского управленческого центра избавила казаков от рабской формы существования – крепостничества – которое в той или иной форме всегда существовало на Руси, все равно – Московской или Киевской. Немаловажным фактором становления казачьих демократических традиций стал свободный доступ к оружию практически всего, без исключения, населения казачьих станиц и городков. Дело в том, что на Руси, как, впрочем, и в современной России, власть никогда не доверяла населению оружия. Функции «защитников Отечества» выполняли княжеские дружинники, опричники, войска внутреннего назначения. И потому русское население порой становилось беззащитной добычей степняков. Согласитесь, что насаждаемое веками рабство не могло стать стимулом развития демократических форм управления на Руси – власть в этом никогда не нуждалась.
Принято считать, и это подтверждается различными публикациями в наше уже время, что Дон – это уникальная земля, где «на протяжении многих веков смешивались разные культуры, создавались разнообразные формы управления» и т.д. Народ, утвердившийся на Дону, стал общепризнанным явлением всемирной истории – казаки, объединившиеся в Войско Донское, с собственной системой самоуправления, резко отличной от форм управления, созданных русским народом.

Именно историческая ситуация, сложившаяся после распада Золотой Орды поставила казаков перед проблемой выживания. Казакам пришлось самостоятельно решать все вопросы самоорганизации. Выбранная ими система выборной (атаманской) власти оказалась жизнеспособной. Объединившись под началом Войскового Круга, они развили систему самоуправления по всей вертикали – от Войскового атамана до атаманов станиц и городков. Необходимость находиться в постоянной боевой готовности выработала четко отрегулированную систему внутреннего подчинения избранному руководству, с которого, впрочем, всегда можно было и спросить. Эта демократическая форма выборности лидеров, естественно, резко отличалась от всех традиций Руси (Московии, России).

Со времени вхождения в Российское государство, не совсем добровольного, демократические традиции донского казачества эволюционизировали. Вращивание в российскую действительность не обошлись без потерь, когда казаки были лишены права выбора своей верховной власти. 

Однако, русские цари не вмешивались во внутреннюю жизнь казаков, сохраняя систему казачьего самоуправления на местах (округ – станица – хутор). Запрет, наложенный русской властью на принятие в свои ряды различного беглого люда, позволил донским казакам в течение почти 200 лет (1710-1920) вариться в собственном котле. Именно этот период позволил казачьему населению Дона сплотиться этнически (допуск «инородцев» в их среду был прекращен, и государственная власть за этим строго следила). Параллельно прошла испытание временем и выборная система казачьего самоуправления на среднем и нижнем уровнях, подтвердив жизнеспособность выбранной еще в средние века формы демократического управления.

Нынешняя Ростовская область оказалась в выгодном положении – ведь Донская Земля имеет многовековой опыт демократических традиций. Отсюда становится ясным и понятным, почему Глава Администрации (Губернатор) Ростовской области является почетным Атаманом Войскового казачьего общества Всевеликое Войско Донское, а сам Атаман Всевеликого Войска Донского возглавляет представительство Ростовской области при правительстве России (чем не посольская станица XVIII века?), оставаясь еще и вице-губернатором. Мало того, Законодательное собрание Ростовской области приняло закон, не имеющий аналогов в современной России, согласно которому созданы и действуют, причем порой эффективные, чем милиция муниципальные казачьи дружины.

Созданная Атаманом Всевеликого Войска Донского В.П.Водолацким система управления современным казачеством получила признание в Кремле – сегодня донских казаков призывают на службу в элитную войсковую часть – Президентский полк. Существует и работает система казачьего местного самоуправления. Может быть и не столь эффективно, как того хотелось бы, но она тоже эволюционирует. А если добавить к этому и созданную В.П.Водолацким систему казачьего образования, то становится ясным, что развитие демократических традиций Донского казачества продолжается. И областная власть опирается на них в своей работе.

Казачий круг

Вершина казачьей демократии – Войсковой Круг, на котором казаки решали и решают сегодня все вопросы, которые ставит перед ними жизнь.

Для решения своих дел казаки собирались на общий сбор — Круг. Традиционная форма сбора в круг сохранялась во всех случаях жизни. В главном городе казаков — Черкасске — собирался Войсковой круг, являвшийся верховным органом власти. В каждом городке для решения местных дел созывался свой Круг. В походах действовал Круг походного войска. В море казаки сплывались на лодках, образуя широкий круг, в походах становились в круг, поворачивая лошадей головами к центру. Смысл сбора в круг заключался в том, чтобы каждый участник видел лица своих товарищей.

На Войсковом кругу решали вопросы войны и мира, принимали послов, читали царские грамоты. Тут же давали ответ царскому посланнику.

Круги в городках решали свои вопросы: выбирали атамана и его помощника — есаула, вершили суд и расправу. За воровство, трусость, непослушание наказывали лишением прав («и на том ослушнике наша войсковая пеня: век бить и грабить, и суда ему в Войске не будет»).

На Кругу совершались браки и разводы. Обряд бракосочетания состоял в следующем: жених выводил невесту в круг и здесь, кланяясь друг другу, они говорили: «Будь мне женой», «Будь мне мужем». Впоследствии даже вступавшие в церковный брак должны были предварительно исполнить древний обряд объявления о своем браке на майдане (место собрания Круга).

Здесь же совершался развод: «Атаманы-молодцы! Она мне была услужливая и верная. Теперь она мне не жена, а я ей не муж. Кому надобна, кому люба — бери», — провозглашал казак, вводя в круг свою бывшую жену. Если другой казак хотел взять ее в жены, он выходил в круг и прикрывал женщину полой зипуна, снимая этим с нее бесчестие развода. Затем произносились обязательные слова обряда: «Будь мне женой», «Будь мне мужем». 

Хозяйственный уклад казаков

Земледелие и скотоводство

Основу хозяйственной жизни казаков составляло сельское хозяйство. Земля являлась собственностью юрта станицы. Юртовая земля делилась на три главные части. Одна предназначалась для хлебопашества, другая для выпаса скота, а третья для сенокосов.

Главным предметом земледелия считалось выращивание пшеницы. Пшеница преимущественно сеялась яровая. Далее в севообороте значительное место отводилось ячменю, менее значительное ржи, просу, овсу, гороху, чечевице, гречихе.

Жители станицы занимались также овощеводством.Важную роль в хозяйстве казака отводилось скотоводству. В чистом виде казака-скотовода не было. Но тот, кто занимался земледелием, был в тоже время и скотоводом, т.к. почти каждый имел в своём хозяйстве быков, лошадей, коров, овец. Помимо того, что скот являлся основной тягловой силой.
Лошади были одной породы во всей Области войска Донского.

Промыслы и ремёсла 

Вспомогательным промыслом считалось у казаков рыболовство. В реке Дон водилось большое разнообразие рыбы. Рыбу вялили, сушили и продавали на городских рынках, что также приносило доход в семейный доход.
Казаки занимались также пчеловодством, лозоплетением.

Виноградарство

Принято считать, что промышленное развитие виноградарства на Дону связано с Петром I. По его распоряжению в 1706 и 1722 годах вблизи станиц Раздорской и Цимлянской были заведены виноградные сады. Как следует из многочисленных архивных документов, своего наивысшего расцвета донское виноградарство достигло в XIX веке. 

Торговля

Скотоводство было делом выгодным и необходимым в хозяйстве казака. Излишки его обычно продавались на ярмарке. Скотская ярмарка начиналась 15 августа (по старому стилю) на праздник Успения. После ее окончания, с 19 августа в станице начиналась другая ярмарка – донская, где продавались многие промышленные товары. Кроме скота, сюда привозилась материя и лесные материалы. 

Кулинария

В старину казачья кухня не была такой изысканной, как сейчас. Умение готовить считалось не главным для казачки. Да и когда женщине было заниматься разносолами, когда на ее плечах лежало все хозяйство. К тому же нужно было досматривать за родителями мужа и воспитывать детей. Хозяин-то постоянно был то на службе (с 18 до 38 лет), то в походах.


Особенности казачьей архитектуры

Особые военно-исторические и природно-климатические условия на Дону выработали у казаков особый тип строительства жилых и хозяйственных построек. Донские казачьи станицы имели архитектурные отличия от других населённых пунктов российской империи.

С.Номикосов на период конца XIX века так описывает внешний вид и планировочные особенности казачьих построек низовых станиц: «Жилища в казачьем населении Области весьма характерны. Казаки называют свои дома куренями. Это домики городской архитектуры снаружи, с оригинальным внутренним расположением. Казачий дом весьма характерен. Он всегда снабжён рундуком - род навеса на столбах или крытого балкона, по большей части с той стороны дома, где находится входная дверь; если нет рундука, то во всяком разе есть открытое крылечко с перильцами…

На конструкцию традиционного казачьего жилища повлияла речная культура Нижнего Дона и Прикавказья, одинаковыми приемами строительства роднящая эти далекие друг от друга места с Дагестаном и Прикаспием. 

Первые поселения возникали в плавнях – речных камышовых зарослях, где землянку не выкопаешь – вода близко. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма. Но жить в таких сооружениях можно было тоже не везде. Широкие, многокилометровые разливы рек требовали особых построек – свайных. Черты свайной постройки легко читаются в современном казачьем жилище.

Современный курень – двухэтажный, "полукаменный", то есть первый этаж – кирпичный (прежде – саманный, из кирпича–сырца), второй - деревянный. Чем дальше на север, тем первый этаж ниже. Первый этаж, как правило, не жилой, а хозяйственный. Считалось, что "жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне". Слово "курень" означает "круглый", еще шире – "гармоничный", расположение комнат в таком доме шло по кругу.

 


Опрос

Изменятся ли ваши туристические привычки в этом году?





Результаты голосования
Наверх