Подписка на рассылку

* Ваш e-mail

Праздники

Святки

Святочные дни особенно были любимы народом. Начинались они праздником Рождества Христова и заканчивались праздником Крещения Господня. К достойному празднованию Рождества Христова верующие готовились сорокадневным постом, известным под названием Рождественского, или Филипповского. Канун праздника, называемый сочельником, проводился в особо строгом посте. В этот день не ели до первой звездочки. В красном углу под образами, на чистой скатерти, на пучке сена или соломы стояла чашка с отваренными зерна-ми пшеницы, политой медом, — «кутья». С первой звездочкой (воспоминания о той звезде, что возвестила волхвам о Рождении Христа), после молитвы ели «кутью», а за ней — самый скромный ужин.

Ночью, едва ударял колокол, вся казачья семья шла в храм. Но еще раньше шли «Христа славить». Мальчики пели молитвы и песни. Не принять «христославщиков» считалось большим грехом — всё равно, что не принять ангелов Божьих. (Боже избавь, в эти дни отказать в милостыни нищему или старцу!) Христославщиков наделяли пряниками, пирогами, конфетами, деньгами. Принимали их только до восхода солнца. На смену христославщикам вечером в первый день праздника приходили колядовщицы, которых также одаряли пирогами, конфетами, деньгами. Все собранное сносили в заранее намеченный курень и там в течение праздника устраивали посиделки с музыкой, играми, танцами.

Накануне Старого Нового года, 13 января, в щедрый вечер, варили вареники и ходили щедровать. Наряженные в костюмы и маски щедровщики ходили от дома к дому, поздравляя станичников с Новым годом, за что хозяева одаряли их разной снедью и деньгами. Вареники варили с творогом, а несколько делали с мукой, солью, монетой или пустыми. Достанется вареник с мукой — жизнь будет богатой, но тяжелой, с солью — горькая, пустой вареник — пустая жизнь, с монетой — счастливая и долгая.

В полночь начинали гадать. Шли в хлев, вырывали шерсть у овцы: черная — жених чернявый, белая — блондин. Считали колья забора — если девятый и двадцать седьмой кол был в коре, то муж будет богатый, если голый — то бедняк.

Заканчивались святочные дни праздником Крещения Господня. В память того, что Спаситель своим крещением освятил воду, в этот праздник бывает два великих водосвятия. Первое — накануне праздника в храме. Второе великое водоосвящение совершали в самый праздник под открытым небом на прудах и реках. Шествие для освящения воды в водоемах называлось крестным ходом «на Иордань». На Дону во льду пробивали крест, а в центре креста делали отверстие и вбивали чоп. Когда священник заканчивал молебен и чоп вынимали из отверстия, то под давлением собравшихся людей вода била фонтаном. Ею умывались, наполняли емкости, некоторые смельчаки купались в проруби.

К Рождеству, как и к Пасхе, тщательно готовились. Приводили в порядок дом. Обязательным украшением была рождественская елка, чья вечная зелень была символом обновляющейся жизни. В эти дни ходили друг к другу в гости, каждая хозяйка старалась блеснуть изобилием блюд. Для детей устраивали каталки на льду, молодежь развлекалась в кулачных боях.

Масленица

Масленицу на Дону любят и всегда празднуют . И накануне этого праздника все просят друг у друга прощение за невольные обиды,плохие поступки и пр., так как этот день считается ещё и Днём Прощения. Масленица - один из самых радостных и светлых праздников. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.

 Для казаков масленица долгое время была и встречей Нового года: ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

 С принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречают и провожают с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена: целую неделю народ веселится, печет блины и ходит друг к другу в гости.

«Масленица-пышка на улицу вышла»

 Пятый день Масленицы знаменовался тещиными вечерками. Зятья приглашали матерей своих жен на блины. Званая теща в этом случае должна была с вечера прислать все необходимое для печения: таган, сковороды, половник, а тесть - мешок гречневой муки и масло. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой и становилось поводом к вечной вражде между ним и тещей. А вот чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета. Кстати, на вечерках присутствовал и дружка жениха, а теперь уже супруга. Он играл ту же роль, что и на свадьбе, а за свои хлопоты получал подарок.

 В субботу проходят золовкины посиделки. Молодые невестки обязаны в этот день пригласить в гости к себе золовок, а новобрачная невестка - подарить им подарки. Начиная с пятницы, молодые должны жить у тещи. Устраивались так называемые смотрины. Смотреть на молодых приезжали из соседних деревень. Молодуха угощала гостей пивом, целовала женщин и девушек. Потом она подходила к вышедшему на середину комнаты мужу и целовала его. После этого гости поочередно целовали молодую, жали руки, говоря: «Спасибо на Масленице!» - затем уезжали к другим.

 В Прощеное или, как говорили, прощальное воскресенье провожали Масленицу, а заодно и зиму. В некоторых деревнях хоронили соломенную куклу, облаченную в рубашку, сарафан и платок. Одна из женщин, участвующих в обряде, наряжалась в попа, другие брали куклу под руки и таким образом сопровождали попа из одного конца деревни в другой.

 У костра собиралось много народу. Люди пели песни, веселились, прощались с Масленицей и в шутку и всерьез. Подбрасывали в огонь солому, бросали блины: «Гори, блины, гори, Масленица!» А перемазанные сажей парни старались выпачкать других, и в первую очередь девушек, а с ними и тещ: «Теща, люли, поджаривай блины!»

 Солому, связанную в снопы, складывали в сани и корыта, поджигали ее, и всей гурьбой шли вслед за санями, вдоль деревни с песней.

 Праздничное веселье, обрядовые и необрядовые действия, игры и затеи продолжались только до вечера Прощеного воскресенья. Как только звонили к вечерне, веселье в толпе обрывалось и сменялось «постным» настроением. После вечерни начиналось прощение грехов друг другу.

Пасха

Пасха — один из самых любимых, красочных и светлых праздников. Воскресение Христово отмечается торжественно, как ни одно другое событие христианской жизни.

К празднику готовились заранее. Убирали двор, самым тщательным образом мыли и украшали дом. Казачки терли пол дерном (желтым камнем). На окнах вешали накрахмаленные белые занавески, комоды покрывались вязаными белыми скатертями, расстилались чистые праздничные половики. В «чистый четверг» купались, в этот же день пекли пасхи, пироги, красили яйца, готовили другие блюда. И вот наступал сам праздник — Воскресение Христово. В пасхальную ночь задолго до полуночи верующие в светлых одеждах стекаются в храм и ожидают пасхального торжества. Перед самой полночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного праздника Воскресения Христова. Священнослужители вместе с прихожанами совершают крестный ход вокруг храма. Все молящиеся идут с зажженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного праздника. После пасхальной литургии совершается освящение куличей, пасок, яиц, сала.

Конечно, в тот день звонили колокола всех колоколен. Радостный, ликующий звон плыл над казачьими станицами и Доном. Обязательно ходили в этот день в гости, и при встрече станичники приветствовали друг друга словами: «Христос Воскресе!» и слышали в ответ: «Воистину Воскресе!», после чего трижды целовались, обменивались крашеными яйцами и пасхами.

В течение всей пасхальной недели ходили друг к другу в гости. К этому празднику готовили очень много вкусных блюд. Но была и обрядовая еда, в которую входили пасха и крашеные яйца. Яйцо — символ новой зарождающейся жизни — занимает центральное место в пасхальном обряде. Окрашенное яйцо стало своего рода символом и знаком праздника. Яйца красили первоначально естественными красителями: березовыми листьями, чабрецом, шелухой лука. С конца XIX в. распространение получили покупные краски. Освященное яйцо ели первым, когда, придя от заутрени, садились за трапезу. Важное место в пасхальной обрядности занимало поминовение усопших. На второй день Пасхи шли на кладбище, с собою брали крашеные яйца, пасхи, которые оставляли на могилах.

В первый вторник после пасхальной недели святая церковь, разделяя радость Воскресения Христова с умершими в надежде всеобщего воскресения, особо творит поминовение усопших, поэтому и день этот называется «радоницей». После литургии совершается вселенская панихида. Издревле существует обычай в этот день посещать могилы своих ближних.
 


Опрос

Изменятся ли ваши туристические привычки в этом году?





Результаты голосования
Наверх